Методическая разработка курса занятий

для воспитанников 5-7 лет

«Здоровячок»

 

 

 

 

                                                                                                   

 

 

Нижний Новгород

2022 г.


Содержание:

 

1.    Пояснительная записка

2.    Цель и задачи программы.

3.    Методы, формы организации деятельности воспитанников, используемые в социально-реабилитационном процессе.     

4.    Тематическое планирование.

5.    Ожидаемые результаты.

6.    Список литературы.

Приложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Пояснительная записка

         Курс занятий  «Здоровячок» имеет валеологическую направленность, реализуется в СРЦН «Вера» Московского района. Методическая разработка определена особой актуальностью сохранения и укрепления здоровья детей  в современных условиях, приобщения дошкольников к здоровому образу жизни. С началом третьего тысячелетия проблемы здоровьетворения и здоровьесбережения, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. На сегодняшний день существует общая тенденция ухудшения состояния здоровья детей.

Статистика утверждает, что здоровье ребенка зависит на 20% от наследственных факторов, на 20% - от условий внешней среды, т.е. экологии, на 10% - от деятельности системы здравоохранения, а на 50% - от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.

Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности. Для достижения гармонии с природой, самим собой необходимо учиться заботиться о своем здоровье с детства.

Развитие у дошкольников элементарных представлений о здоровом образе жизни направлено на формирование поведения, адаптированного к социальным условиям жизни и природным условиям окружающей среды, с целью сохранения и укрепления здоровья, достижения психического комфорта, всестороннего развития потенциальных возможностей личности. Валеологическое воспитание тесно связано с познавательным развитием детей, что помогает обогащать знания детей новым содержанием, систематизировать полученные и накопленные, развивает логическое мышление, творческие способности и положительные эмоции.

Здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Главная особенность здоровьесберегающего воспитания – это формирование соответствующей мотивационной сферы детей, т.е. поведенческих реакций, направленных на сохранение и укрепление собственного здоровья. Эта мотивационная направленность в дальнейшем должна стать доминирующей в поведении детей, их стремлении вести здоровый образ жизни.

Вопросы образования и здоровья сегодня рассматриваются в контексте нового, современного отношения к педагогическому процессу, как к сохраняющему, формирующему, развивающему и улучшающему показатели, определяющие понятие «здоровье».

На протяжении последних лет сформировано практически полное понимание и стремление к тесному взаимодействию двух важнейших определяющих здоровье будущего подрастающего поколения. В настоящее время в основном предопределены стереотипы отношения специалистов к дошкольным образовательным учреждениям как воспитательно-образовательным, выполняющим отдельные функции лечебно- профилактической и оздоровительной направленности. Не подлежит сомнению, что сохранять, развивать и укреплять здоровье невозможно без образования. Здоровье начинается с рождения ребенка, поэтому умению быть здоровым надо учить с самого раннего возраста!

Цель и задачи программы

Цель программы: формирование у детей представлений о своем организме, о различных органах и системах, их своеобразии и взаимодействии; формирование убеждений, привычек и приобщение дошкольников к здоровому образу жизни.

Резервы человеческого организма огромны, но не бесконечны. Поэтому чрезвычайно важно соблюдать правила поведения, способствующие сохранению и укреплению здоровья, всех систем и органов человеческого организма. Для этого необходимы элементарные знания и представления об организме, сформированные не путем механического запоминания, а через осознание конкретного материала; самостоятельная активная деятельность по применению этих знаний.

Поэтому работа по формированию элементарных представлений об организме должна быть направлена на решение следующих задач:

·        Формировать представления о полезных продуктах питания, их свойствах и значении для здоровья человека;

·        Познакомить детей с внешним строением тела человека, с возможностями и особенностями его организма;

·        Развивать у детей умение различать индивидуальные особенности своей внешности, возраста;

·        Дать элементарные представления о значении органов чувств;

·        Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, воображение;

·        Воспитывать желание заботиться о своем организме, стремление осознанно вести здоровый образ жизни.

·        Изменение внутренней позиции личности по отношению к людям с ограничениями жизнедеятельности.

Программа ориентирована на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет), Организованная дополнительная образовательная деятельность проходит 2 раза в неделю. Продолжительность одного занятия – 25 минут.

Срок реализации – 1 год.

Работа с детьми представляет собой интегрированный процесс, т.к. в ней используются разнообразные формы и методы работы (занятия-беседы эвристического характера с элементами исследовательской деятельности, разнообразные игры и игровые упражнения), взаимодействие со специалистами ( медицинским персоналом, инструктором по физической культуре, педагогом-психологом), родителями.

Основные направления программы:

·        Строение человека, элементарные знания об особенностях организма.

·        Значение здоровой пищи

·        Профилактика простудных и инфекционных заболеваний

·        Как поддержать свое здоровье.

·        Строение человека.

 

 

Методы, формы организации деятельности воспитанников, используемые в социально-реабилитационном процессе. 

·        Игра (развивающая, дидактическая, сюжетно-ролевая, ситуативная, театрализованная), рассматривание, наблюдение, целевая экскурсия, наблюдение, чтение художественной литературы (детской, познавательной), экспериментирование и элементарные опыты, проблемная ситуация, совместные действия, беседы, посвященные здоровому образу жизни, интегрированные занятия-игрового содержания, «уроки самопознания», раскрашивание и рисование (коллективное и индивидуальное), выполнение упражнений в рабочих тетрадях.

·        Детские рассказы и познавательная литература для детей, плакаты, комплект карточек «Береги здоровье», банк презентаций и познавательных мультфильмов, мультимедийные презентации, дидактические настольно-печатные игры.

·        Выставка рисунков, плакатов;

·        Оформление коллажа «Мой организм»

·        Оформление альбома «Здоровье человека»

·        Проведение итоговой познавательной викторины «Моё здоровье»

·        Сбор фотоматериалов

·        Беседа

·        Диагностические задания (Что делать, чтобы быть здоровым? Полезная покупка)

·        Познавательные викторины по каждому блоку.

·        Проблемные и игровые ситуации.

·        Валеологический самоанализ (рисуночные тесты, диктанты)

·        Цикл валеологических игр, направленных на формирование здорового образа жизни (Воспитание ценностей здорового образа жизни у детей 3-7 лет: планирование, занятия, игры/авт.-сост. Югова М.Р, с 123-128)

 

Критерии сформированности здорового образа жизни.

·        Знание правил гигиены и ухода за своим телом.

·        Знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни.

·        Знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особенной защите.

·        Знание о своем физическом развитии.

Оценка результатов деятельности  

(Воспитание ценностей здорового образа жизни у детей 3-7 лет: планирование, занятия, игры/авт.-сост. Югова М.Р, с114)

 Диагностические материалы. (Воспитание ценностей здорового образа жизни у детей 3-7 лет: планирование, занятия, игры/авт.-сост. Югова М.Р, с117- 119)

Тематическое планирование

Раздел

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.  

Диагностика «Что я знаю о своем здоровье?» (Игровой тест-викторина).

 

1

1

2.

Как устроено наше тело

 

1

1

3.

Наши верные друзья

 

1

1

4.

Нам микробы не страшны, с чистотою мы дружны.

 

1

 

5.

Здоровая пища.

 

1

1

6.

Чтобы зубы не болели

 

1

1

7.

Кожа или живая одежда

 

1

1

8.

Почему я двигаюсь?

 

1

1

9.

Глазки, уши и носы быть здоровыми должны.

 

1

1

10.

Великий труженик и волшебные реки.

 

1

1

11.

Путешествие воздушных человечков.

 

1

1

12.

Игровая программа «Я и моё здоровье»

 

1

1

Итого

 

12

12

 

 

Содержание программы.

1. Знакомство с темой. Вводное занятие.

Теория - постановка проблемы курса. Ознакомление с планом занятий. Беседа на тему «Здоровье»

Практическая часть - Диагностика «Что я знаю о своем здоровье?» (Игровой тест-викторина). Методика С.Е. Шукшина.

Материалы и оборудование: диагностика «Что я знаю о своем здоровье? Музыкальное сопровождение.

 

2. Как устроено наше тело   (Воспитание ценностей здорового образа жизни у детей 3-7 лет, с.19, 104).

Теория . Беседа о возможностях тела (организма). Я умею прыгать, петь, смотреть, слушать, есть, терпеть голод, переносить боль, дышать, думать, помогать людям. Воспитывать чувство гордости, что я –человек. Вызвать интерес к дальнейшему познанию.

Практическая часть Вопросы: - На кого я похож? Чем я отличаюсь от других? Что люблю? Чем хочу заниматься? Из чего я состою? Почему я двигаюсь? Какие бывают люди? Д/игра: «Умею не умею», «К нам пришел Незнайка». «Моё тело», «Кукла», «Смешные движения».  Просмотр презентации. Дыхательная гимнастика «Бабочка», «Дудочка»

Материалы и оборудование: презентация , тетрадь здоровья, кукла, энциклопедия «Как устроен человек» .

 

Беседа «Наши верные друзья» (Т.А. Шорыгина)

 

Теория:  знакомство с профессией врача: беседа медицинского работника

Практическая часть: экскурсия в медицинский кабинет,; чтение и составление рассказа по серии сюжетных картинок «У врача».

Материалы и оборудование: серия сюжетных картинок «У врача».

 

Нам микробы не страшны, с чистотою мы дружны.

 

Теория:  Забота о своём здоровье, соблюдать элементарные правила гигиены (мытьё рук по мере загрязнения, полоскание горла, рта, чистка зубов, умывание, пользоваться носовым платком, своей расчёской.

Практическая часть: Что такое микробы? Почему они опасны? Как избежать заражения. Почему надо соблюдать правила гигиены? Г Остер «Петька Микроб» Рассматривание через лупу грязных рук. Наблюдение за водой: Сравнить отстоянную и только налитую из-под крана. Просмотр презентации.

 

Здоровая пища

 

Теория:  Беседа «О здоровой и вкусной пище»Что я люблю из еды? Вкусная и невкусная пища. Чувство голода и сытости.

Практическая часть: Игра «Полезная и вредная еда». Д/игра: «Полезная и вредная еда».

Чтение: О. Дриз «Про весёлый пирожок».

 

Чтобы зубы не болели.

Теория:  Познакомить с основами знаний о здоровом, правильном питании. Дать представление о том, что продукты бывают полезными и вредными для зубов. Воспитывать желание заботиться о своем здоровье.

Практическая часть: Вредные - полезные продукты. Правила чистки зубов

Материалы и оборудование: Плакаты, картины, дидактические карточки, беседа по картинкам из набора «Береги здоровье»

 

Кожа или живая одежда

Теория:  Дать представление о том, что кожа – это кожный покров тела человека, она постоянно обновляется, а также выполняет очень много функций основное – это защита (от грязи, жары и холода), высокая чувствительность (к разным микробным воздействиям и боли). Воспитывать бережное отношение к своей коже, желание быть чистоплотным.

Практическая часть: Какая у меня кожа? Для чего она служит? Почему бывает холодно или жарко? Закаливание. Как развивать чувствительность кожи. Игра «Ящик ощущений». Чтение Сказки К. Чуковского «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая». Составление карточек-моделей «Советы чистюль». Рассматривание кожи через лупу.

 

Почему я двигаюсь?

Теория:  формировать представление о строении тела и мышечной системы. Формировать умение двигаться красиво и точно. Воспитывать осознанное отношение к занятиям физической культуры, к собственному здоровью. Воспитание доброжелательного отношения детей друг к другу и к педагогу.

Практическая часть: Скелет и мышечные системы организма. Тренировка своей мускулатуры. Правила первой помощи при повреждении. Беседа: «Как правильно сидеть за столом»; упражнения для осанки «Зайка»; самомассаж, д./игры «Мой чердачок», «Говорящее тело», разучивание пословиц и поговорок.

 

Глазки, уши и носы быть здоровыми должны.

Теория:  Какие у меня глаза и уши? Для чего они служат? На что я люблю смотреть и что я люблю слушать?

Гимнастика для глаз. Тренировка слуха. Какой у меня нос? Зачем он нужен? Приятные и неприятные запахи. Игра «Четыре стихии».

Практическая часть: Разработать с детьми правила «Как сберечь органы чувств» Д/игра «Глухой телефон» Игровые упр. на развитие глазомера.

 

Великий труженик и волшебные реки.

 

Теория:  Как работает сердце? Что такое кровь? Привила здорового сердца.

Практическая часть: Игры – эксперименты.

Практическая часть: «Снежная королева».  Разработать с детьми «Правила здорового сердца». Аппликация для оформления правил. С/р. игра « Больница».

 

 

Путешествие воздушных человечков.

Теория:  Какое бывает дыхание? Как я дышу, когда играю, ем, сплю? Дыхательные упражнения. Почему вреден дым от сигарет?

Практическая часть: Игры - эксперименты.

Беседы: О чистоте окружающей среды. О пользе зелёных насаждений для чистоты воздуха. «Дым вокруг нас» Составить: «Правила безопасного дыхания»

 

Игровая программа «Я и моё здоровье»

 

Практическая часть: игра по станциям - О чистоте окружающей среды. Правила здорового сердца. Как сберечь органы чувств. Правила первой помощи при повреждении. Советы чистюль.

 

 

Ожидаемые результаты.


Осознание детьми понятия «здоровый образ жизни» как нормы повседневного бытия и его влияния на состояние здоровья
Приобретение определённого объёма знаний об организации рационального, здорового питания
Обогащения опыта детей по правилам безопасного поведения дома, на улице.
Появление у детей осмысленного и преобразовательного отношения к собственному физическому и духовному здоровью как единому целому; расширения на этой основе адаптивных возможностей детского организма
Повышение заинтересованности

 

Литература

Воспитание ценностей здорового образа жизни у детей 3-7 лет: планирование, занятия, игры/авт.-сост. Югова М.Р.-Волгоград: Учитель, 2016

Гуменюк. Е.И. Слисенко Н.А. Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни. Рабочая тетрадь. - СПб: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013.

Здоровье. Опыт освоения образовательной области. Старшая группа/ сост. Коломыченко С.С., Узянова И.М. - Волгоград:2014

Иванова В.В. Почему сердце стучит? – М: Аст, 2015

Князева О. Мои помощники (уроки самопознания) /журнал Дошкольное воспитание, №3-2000

Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье: Методическое пособие. -М: ТЦ Сфера, 2012

Шипунова В.А. Береги здоровье: комплект карточек. –М: Карапуз, 2017.

 

 

Нажмите, чтобы прослушать выделенный текст