Положение об отделении социальной реабилитации несовершеннолетних (стационарное отделение)
1. Общие положения
1.1.Настоящее Положение определяет порядок деятельности отделения социальной реабилитации несовершеннолетних (далее – стационарное отделение), являющегося структурным подразделением ГБУ «СРЦН «Вера» Московского района г. Нижнего Новгорода» (далее – учреждение) и регламентирует организацию деятельности в стационарном отделении, в том числе образовательную деятельность.
1.2.Стационарное отделение предназначено для:
- временного проживания несовершеннолетних в возрасте от 3 до 18 лет, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении с предоставлением полного государственного обеспечения, в том числе бесплатного питания, одежды, обуви и других предметов вещевого довольствия в соответствии с утвержденными нормативами;
- предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания несовершеннолетним с учетом их индивидуальных потребностей, в условиях круглосуточного пребывания в учреждении;
- организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам.
1.3. Деятельность стационарного отделения контролирует директор учреждения и заместитель директора.
1.4.Непосредственное руководство стационарным отделением осуществляет заведующий, который организует воспитательный и социально-реабилитационный процесс.
1.5. Стационарное отделение осуществляет свою деятельность во взаимодействии со структурными подразделениями учреждения, а также с органами и учреждениями образования, здравоохранения, культуры, внутренних дел, общественными и другими организациями.
1.6. В своей деятельности специалисты стационарного отделения руководствуются:
- Конституцией РФ;
- Семейным кодексом РФ;
- Федеральным Законом от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ»;
- Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка»;
- Федеральным законом от 24.06.1999 г. № 120 – ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
- Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Постановлением Правительства РФ от 24.05.2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»;
- Приказом Минобрнауки от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Постановлением Правительства Нижегородской области от 21.06.2016 г. № 377 «О предоставлении социальных услуг поставщиками социальных услуг несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в Нижегородской области»;
- иными нормативными правовыми актами в сфере социального обслуживания, образования, защиты прав и законных интересов ребенка, Уставом учреждения, настоящим Положением, должностной инструкцией.
2. Цели и задачи стационарного отделения
1. Основными целями деятельности стационарного отделения являются:
1.1. социальная реабилитация детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и (или) социально-опасном положении;
1.2. профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
1.3. улучшение условий жизнедеятельности несовершеннолетних;
1.4. организация дополнительного образования несовершеннолетних как целенаправленного процесса воспитания и обучения посредством реализации дополнительных общеразвивающих программ.
Задачи стационарного отделения:
- социальное обслуживание несовершеннолетних, с учетом их индивидуальных потребностей;
- мобилизация внешних и внутренних ресурсов семьи в преодолении трудной жизненной ситуации через совместную деятельность родителей (законных представителей) со специалистами учреждения;
- организация и осуществление образовательной деятельности с несовершеннолетними с учетом их потребностей, индивидуальных и возрастных особенностей, времени пребывания в учреждении
3. Основные направления деятельности стационарного отделения
3.1.Прием и размещение несовершеннолетних из приемного отделения по возрастным реабилитационным группам;
3.2.Адаптация несовершеннолетних к новым условиям пребывания;
3.3.Организация всестороннего развития детей с учетом возраста и индивидуальных особенностей;
3.4.Воспитание детей осуществляется по следующим направлениям:
- Познавательное развитие;
- Социально-коммуникативное развитие;
- Художественно-эстетическое развитие;
- Патриотическое воспитание;
- Трудовое воспитание.
- Экологическое воспитание
- Физкультурно-оздоровительное
3.5. Проведение социальной, психологической и педагогической диагностик, с целью дальнейшей разработки индивидуальных программ социальной реабилитации несовершеннолетних, осуществление контроля за их реализацией, обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
3.6. Разработка и реализация индивидуальных программ социальной реабилитации несовершеннолетних, обеспечивающих выявление источников и причин социальной дезадаптации детей, их беспризорности и безнадзорности, восстановление утраченных контактов и связей с семьей, внутри семьи;
3.7. Мониторинг динамики реабилитационного процесса несовершеннолетних;
3.8. Организация досуга и отдыха несовершеннолетних (посещение театров, выставок, концертов, праздников, соревнований), организация и проведение собственных праздников, выставок, спортивных соревнований и других мероприятий;
3.9. Организация и осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (дополнительным общеразвивающим программам);
3.10. Предоставление возможности в период пребывания в учреждении посещения общеобразовательных учреждений и организаций дополнительного образования (секции, кружки, студии, иные объединения по интересам);
3.11. Оказание помощи в обучении детей по школьным программам (контроль за выполнением и проверка домашнего задания);
3.12. Оказание психологической (психолого-педагогической) помощи несовершеннолетним;
3.13. Осуществление мероприятий для возвращения ребенка в кровную семью: консультации, беседы с родителями (законными представителями) и др.;
3.14. Оказание содействия дальнейшему жизнеустройству детей, оставшихся без попечения родителей, максимально отвечающего потребностям ребенка;
3.15.Восстановление нарушенных прав детей и представление интересов детей в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах;
3.16. Работа социального консилиума специалистов;
3.17. Осуществление межведомственного взаимодействия по профессиональной деятельности;
3.18. Ведение отчетной документации по деятельности стационарного отделения.
4. Условия и порядок социального обслуживания в стационарном отделении
4.1.В стационарное отделение несовершеннолетние переводятся из приемного отделения учреждения.
4.2.При поступлении ребенка в стационарное отделении используются медицинские данные приемного отделения.
4.3.Социальное обслуживание несовершеннолетних осуществляется с учетом их индивидуальных потребностей, указанных в индивидуальной программе социальной реабилитации несовершеннолетних.
4.4.Предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания несовершеннолетним направлено на улучшение условий их жизнедеятельности.
4.5.Несовершеннолетним, находящимся в стационарном отделении, с учетом их индивидуальных потребностей, в соответствии с действующим стандартом социальных услуг стационарного социального обслуживания, предоставляются следующие виды социальных услуг:
- социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности несовершеннолетних в быту;
- социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния несовершеннолетних для адаптации в социальной среде;
- социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности детей, формирование у них позитивных интересов, организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;
- социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;
- услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов.
4.6. Социальное обслуживание воспитанников осуществляется в условиях круглосуточного пребывания в учреждении на срок, установленный в индивидуальной программе социальной реабилитации каждого несовершеннолетнего.
По факту предоставления социальных услуг в индивидуальной программе социальной реабилитации несовершеннолетнего делается отметка о выполнении.
4.7. Срок пребывания несовершеннолетних в стационарном отделении, а также их социальные проблемы и потребности, формы и методы работы с ними, оптимальные пути их дальнейшего жизнеустройства определяются на социальном консилиуме.
В случае необходимости по решению социального консилиума срок социального обслуживания несовершеннолетнего, установленный в его индивидуальной программе социальной реабилитации может быть продлен.
4.8. Несовершеннолетних, находящихся в стационарном отделении могут посещать родители (законные представители) и родственники, в установленное время или по согласованию с администрацией учреждения, с учетом режима дня воспитанников. Контакты несовершеннолетнего с родителями могут быть ограничены только по решению суда (лишение родительских прав) или при наличии оснований, что поведение родителя может угрожать причинением серьезного вреда ребенку либо другим детям в учреждении.
4.9. Не допускается содержание в стационарном отделении несовершеннолетних, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, с явными признаками психического заболевания. В случае выявления таких несовершеннолетних принимаются меры по направлению их в соответствующие учреждения согласно законодательству Российской Федерации.
4.10. Предметы, представляющие опасность для жизни и здоровья окружающих, изымаются у несовершеннолетних в установленном порядке сотрудниками стационарного отделения, о чем составляется акт об изъятии предметов, запрещенных к хранению в учреждении.
4.11. Снятие (отчисление) несовершеннолетнего с социального обслуживания в стационарном отделении осуществляется в следующих случаях:
- окончание срока предоставления социальных услуг в соответствии с индивидуальной программой социальной реабилитации несовершеннолетнего в связи:
- с завершением срока предоставления социальных услуг по договору о предоставлении социальных услуг, заключенным с законным представителем ребенка;
- с решением или снижением остроты проблемы, лежащей в основе трудной жизненной ситуации, разрешением социально-опасного положения в семье, возвращением ребенка в кровную семью;
- с дальнейшим жизнеустройством ребенка: передача несовершеннолетнего на усыновление, под опеку (попечительство), в приемную семью либо в специализированное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- отказ несовершеннолетнего от социального обслуживания (в случае поступления несовершеннолетнего в учреждение по личному заявлению) или отказ родителей (законных представителей) от социального обслуживания, в том числе на определенный срок, (в случае поступления несовершеннолетнего в учреждение по личному заявлению родителей (законных представителей)): отказ оформляется в форме письменного заявления несовершеннолетнего или родителей (законных представителей) на имя директора учреждения.
- возникновение у несовершеннолетнего медицинских противопоказаний к социальному обслуживанию в стационарной форме, подтвержденных заключением уполномоченной медицинской организации.
4.12. Решение о снятии с социального обслуживания несовершеннолетнего принимается на заседании социального консилиума и оформляется приказом директора учреждения с внесением соответствующей записи в индивидуальную программу социальной реабилитации несовершеннолетнего.
5. Организация образовательной деятельности в стационарном отделении (дополнительное образование)
5.1. Для воспитанников учреждения, находящихся на социальном обслуживании в стационарном отделении, организуется образовательная деятельность по дополнительным общеразвивающим программам (далее - дополнительные программы).
5.2. Целью дополнительного образования является всестороннее удовлетворение образовательных потребностей воспитанников.
5.3. К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются воспитанники Учреждения (несовершеннолетние воспитанники в возрасте от 3-х до 18-ти лет, получающие социальное обслуживание в Учреждении в стационарной форме), изъявившие желание, кроме социальных услуг, получать образовательные услуги. При зачислении в группы дополнительного образования Учреждения они становятся обучающимися.
5.4. Образовательная работа с воспитанниками, в Учреждении организуется с учетом времени пребывания несовершеннолетних в Учреждении, возраста, уровня развития и степени их дезадаптации. Наполняемость групп, кружков, объединений дополнительного образования устанавливается в зависимости от числа желающих воспитанников (не менее 3 и не более 15 человек).
5.5.Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам с обучающимися осуществляется в течение учебного года (с сентября по май), включает каникулярный период .
5.6. Педагогический коллектив развивает и поддерживает контакты с другими учреждениями системы социальной защиты населения, здравоохранения, образования и другими органами и учреждениями, осуществляющими работу с детьми, взаимодействует с общественными объединениями, религиозными организациями, благотворительными фондами и гражданами в интересах эффективной социальной реабилитации и адаптации детей и подростков
5.7. Организация и режим функционирования образовательного процесса, аттестация обучающихся, продолжительность и форма обучения определяются локальными нормативными актами Учреждения.
5.8. Непосредственное руководство образовательным процессом осуществляет заведующий отделением, который организует работу по осуществлению образовательной деятельности и несет ответственность за её результаты.
6. Организация работы стационарного отделения
6.1. Стационарным отделением руководит заведующий, назначаемый и освобождаемый от занимаемой должности приказом директора учреждения.
6.2. В стационарном отделении формируются реабилитационные группы, объединяющие несовершеннолетних по возрасту.
6.3. Деятельность реабилитационных групп осуществляется на основе индивидуальных и групповых программ социальной реабилитации несовершеннолетних в соответствии с утвержденным планом работы стационарного отделения.
6.4. В целях разработки и утверждения индивидуальных программ социальной реабилитации, координации, оценки хода осуществления и контроля реализации реабилитационных мероприятий создается социальный консилиум.
6.5. В стационарном отделении создаются благоприятные условия пребывания, приближенные к семейным, способствующим эмоциональному, духовному, нравственному и физическому воспитанию и развитию детей.
6.6. Организация питания несовершеннолетних осуществляется в соответствии с физиологическими нормами, возрастом и состоянием здоровья детей.
6.7. В стационарном отделении выделяются помещения для отдыха, сна, питания, проведения гигиенических процедур, группового общения, самоподготовки к учебным занятиям, психолого-педагогических занятий, занятий по дополнительным образовательным программам (дополнительным общеразвивающим программам), организации досуга в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (СанПиН 2.4.3259-15).
6.8. Несовершеннолетние школьного возраста в обязательном порядке посещают образовательные организации.
6.9. Отдых и оздоровление детей в каникулярный период осуществляются в соответствии с планом, утверждаемым директором учреждения, включающим познавательные, культурно-развлекательные и физкультурно-оздоровительные мероприятия, направленные на интеллектуальное, эмоциональное, духовное, нравственное и физическое развитие детей.
6.10. В стационарном отделении не допускается принуждение воспитанников к вступлению в общественные, религиозные организации и объединения, общественно политические движения и партии, а также принудительное привлечение их к деятельности этих организаций и участию в агитационных кампаниях и политических акциях.
6.11. Специалисты стационарного отделения несут ответственность за своевременное и качественное выполнение возложенных на них должностных обязанностей и обеспечивают охрану жизни и здоровья воспитанника в течение срока пребывания в учреждении.
6.12. Специалисты отделения предоставляют отчеты о результатах своей деятельности за отчетный период (год).
6.13. Индивидуальные программы социальной реабилитации несовершеннолетних после завершения срока пребывания несовершеннолетнего в учреждении приобщаются к личным делам и сдаются в архив учреждения.